Закон о рекламе



Актуальная новость!!!
В Москве практически на каждом углу можно увидеть надпись «юридическая консультация», при этом далеко не каждое ООО и индивидуальный предприниматель имеет право на использование данного словосочетания. Дело в том, что есть ограничения для его использования, которые установлены Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре).

Разобраться в этом моменте важно как потребителям, так и юристам, оказывающим услуги.
Стоит обратить внимание, что в делах о привлечении индивидуальных предпринимателей и компаний к ответственности за неправомерное использование словосочетания «юридическая консультация», ФАС РФ может ссылаться только на нарушения в области Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Это право за ФАС РФ закреплено в статье 33 Закона «О рекламе», в которой указано, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 5 Закона об адвокатуре предусмотрено, что использование в наименованиях организаций и общественных объединений термина «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя этот термин, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями. Но этот закон не предусматривает ответственность за нарушение данной нормы. Ответственность за нарушение наступает в области рекламы. Как указано в ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы «понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Указание в рекламе словосочетания «юридические консультации» предполагает, что исполнителями юридических услуг являются адвокаты, то есть, лица, получившие в порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Соответственно, если непосредственно сами услуги оказываются лицами, не обладающими статусом адвоката, то существует факт правонарушения.

Если проанализировать базу решений ФАС РФ, то на практике по данному вопросу было вынесено не более 5 постановлений (как пример, три из них — во вложении к посту), и все они касались упоминаний в рекламе слова «адвокат», либо «адвокатская» контора.

Так, например в постановлении от 12.05.2015 №117-2014 Челябинского ФАС России сделан следующий вывод: поскольку указанные на интернет-сайте компании, привлекаемой к ответственности, лица, оказывающие юридическую помощь, не имеют статус адвоката, присутствующие в рекламе сведения об оказании адвокатских услуг не соответствует действительности, а реклама является недостоверной. Но если учесть, что ответственность определяется одной нормой, то вполне логично, что дела могут быть инициированы и в отношении компаний, использующие словосочетание «юридическая консультация».

Хотелось бы отметить, что есть возможность в принципе избежать ответственности, если использовать указанные выше словосочетания в качестве вывески, но для этого она должна иметь все необходимые реквизиты. По мнению специалистов ФАС России, размещение в месте фактического нахождения организации указания на профиль ее деятельности служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. На вывеске необходимо указать местонахождение организации, наименование с указанием ИНН и КПП и режим работы. Она должна находиться именно в месте фактического нахождения, а не рядом на указателе.